На главную К меню раздела "Владельцы усадьбы"

Кирилов (Кириллов) Яков Аверкиев (~1641 — † 16 сентября 1693. Жил 52 года)

Сын Аверкия Кирилова, женат на Ирине Симоновне, свояченица — Катерина Симоновна Розинкова, племянник Петр Кузьмич Розинков (по закону все трое являлись наследниками Якова Кирилова)

1666 июля 18 гость
Велено «за службу отца ево писать гостем»

1675–78 дьяк
[1675/6] пожалован в дьяки из гостей

1675–79 дьяк Новгородской, Владимирской и Галалицкой четвертей

1677/8 учинен окл. 90 руб., пом. окл. 800 ч.

1681 март пожалован в дворяне по московск. Списку.
«Полковые службы ему не служить и в посылки не посылать»

1689–93 думн. Дьяк
«В 1689 году 25 марта определился из дворян в Думные дьяки Яков Аверкиев сын Кирилов»1

1689 марта 25 пожалован из дворян в думн. дьяки
В 1689 году 25 марта определился из дворян в Думные дьяки Яков Аверкиев сын Кирилов.

1689 авг. 1 учинен окл. 250 руб.

1689–92 окл. 250 руб.

В 1691 году Думной Дьяк Яков Аверкиев сын Кириллов присутствовал в Оружничем приказе в Оружейной Палате с Окольничим Михайло Тимофеевичем Лихачевым.2

7201/1693 год участвовал в рассмотрении иска о бесчестии и о взысканиях за обиды рода (боярина Алексей Семенович Шеина на Боярина Князя Михаила Григорьевича Ромодановского)

в 7201 (1693) г. 20 февраля все купленные им, отцом его (Аверкием Кириловым) и прикащиком их, Сергеем Ульяновым, варницы вместе с новоприбылым строением продал братьям Александру и Максиму Васильевым Ростовщиковым за 1250 рублей

1693 8 августа принял постриг в Донском монастыре как монах Иосиф

1693 31 августа переименовался как схимандрит Iовъ

1693 — умер 3 сентября, погребен 5 сентября в церкви во имя пресвятой Богородицы Донского монастыря в пределе прп. Сергия Радонежского.

***

7201/1693 год № 1460. Генваря 10. Именный, объявленный из приказа Казанского Дворца. О разсмотрении исков о безчестии и о взысканиях за обиды сего рода.3
бил челом … Боярин Алексей Семенович Шеин на Боярина Князя Михаила Григорьевича Ромодановского, а Боярин Князь Михаиле Григорьевич Ромода-новский на Боярина Алексея Семеновича Шеина в том, что в нынешнем в 201 году, Декабря в 9 числе, будучи в дому Боярина Петра Васильевича Шереметева, Боярин Михаиле Григорьевич Ромодановской бранил Боярина Алексея Семеновича, безчестил всячески и бил, и вынял нож, хотел его резать, и себя называл Московским Князем, а прадеда его Боярина Михаила Борисовича называл изменником, и деда его Ивана Михайловича, и отца его Семена Ивановича, и мать его Боярыню Авдотью Ивановну Черкасскую бранил и безчестил всякими словами и его называл изменничьим внуком; а Боярин-де Алексей Семенович безчестил его Боярина, князя Михаила Григорьевича, всячески ж и называл малопородным человеком и худым князишком и отца его Боярина Князя Григорья Григорьевича неслугою, и бранил всякою неподобною бранью, и бил палкою, а то-де видели и слышали Бояре и Окольничие, и Думные, и ближние люди,...а за слова их и за драку, что они друг друга бранили и дрались, и за ту брань и за драку указали Великие Государи друг на друга взять безчестье и увечье им противно;
и закрепили тот Великих Государей указ Думные Дьяки Василий Семенов, Емельян Украинцев, Никита Зотов, Автомон Иванов, Яков Кирилов, Гаврила Деревнин, Прокофий Возницын, Перфилий Оловянников.

***

Наиболее известен Яков Кирилов со своей женой Ириной как строители ограды Донского монастыря.

Возможно это предприятие было Яковым Аверкием предпринято через протежирование его своячницы Катерины. Последняя была казначеей царевны Екатерины Алексеевны сестры Петра I. Известно, что по обету царевны Екатерины Алексеевны и при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны в 1683-1686 гг. велось строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери. Собор, сложенный до глав, некоторое время оставался недостроенным, а монастырская стена хотя и была начата, но выстроена только на половину высоты: «Каменная ограда, доныне существующая, первоначально заложена въ 1686 г. царскою казною, но выстроена была только до половины...».

Яков Кирилов, как это следует из документов, относится к этому предприятию как одной из возможностей создать прецедент и активизировать монастырское хозяйство. Он подает инициативу о создании на монастырских землях кирпичного завода, меняет какие-то отдельные монастырское земли, наконец, продает свои соликамские варницы, поскольку ему требуется для данного предприятия большие начальные вложения. Однако завершить данное предприятие он не смог. Он умер по неясным причинам. А достраивать монастырскую стену исполняя обет своего мужа стала его вдова Ирина.

***

«Челобитная архимандрита Антония4, съ братею о возвращении, промененой ими думному дьяку Якову Кирилову вотчины Вологодского уезду деревни Ельцыно. Великимъ государемъ царемъ и великимъ княземъ Иоаину Алексеевичу Петру Алексеевичу всеа в. и м. и б. России самодержцемъ бьютъ челомъ богомольцы ваши Пречистыа Богородицы Донскаго монастыря архимандритъ Антоний съ братьею. Ваша царская премногая милосердая милость къ дому Пресвятыя Богородицы въ призрении къ устроению Святыя обители и по соизволению вашего царскаго пресветлаго величества велели намъ богомолие свое нашъ монастырь достроивать подааниемъ христолюбцовъ; и думный дьакъ Яковъ Кириловъ совсеусердиемъ желая достроить во святей обители церковь и ограду и обещалъ пятдесятъ тысячь рублевъ дать и изъ того числа тысячу далъ на строение. И такое его о строении Святыя обители намерение известно и благоверной государыне царевне и в. княжне Екатерине Алексеевне. И для того строения испросилъ онъ Яковъ у насъ безоброчно тридцать десятннъ близъ монастыря земли, а на той земле поселить было ему крестьяне и дать ему всякая ссуда и построить мельницы съ всякими мельничными, заводы и съ дворы; да для вечнаго помановения душъ родителей своихъ промянилъ намъ въ домъ Пресватыя Богородицы вотчину свою село Рожественное съ деревнями, а вместо того выменилъ у насъ монастырскую нашу вотчину Вологодскаго уезду въ Гороцкомъ стану деревню Елцыно; и ту нашу вотчину хотелъ намъ по прежнему промянить и ту нашу вотчину отдалъ племяннику своему Петру Кузмину сыну Розинкову куплею; а за то село Рожественное перевелъ на насъ шесть сотъ рублевъ, что онъ обиненъ столь- (с. 101)

нику Ивану Тороканову; да взялъ на насъ запись, какъ онъ Яковъ по обещанию своему похочетъ воспринять великий образъ ангельский и будетъ жить въ монашескомъ чину въ дому Пресватыя Богородицы и за то село давать ему изъ монастырскихъ припасовъ на годъ: муки оржаной 120 четьи, муки пшеничной 20 четьи, муки овсяной 25 чет., муки грешневой 5 чет., толокна 10 чет., овса 100 чет., солоду оржанаго молотаго 50 чет., солоду ячного молотого 50 чет., крупъ грешневыхъ 15 чет., крупъ овсяныхъ 25 чет, гороху 5 чет., конопель 5 чет., крупъ зеленыхъ оржаныхъ осмину, свевжихъ огурцовъ 1000, грибовъ сухихъ 2 пуда, конопланаго масла 5 ведръ, коровьяго масла 10 пудъ, капусты вилой доброй 10 возовъ, хрену сухово 20 фунтовъ, свежаго хрену 40 ф., сена большиxъ битыхъ 100 возовъ, дровъ березовыхъ 15 сажень, луку репчатаго осмину, чесноку четверикъ, хмелю добраго пудъ, вина простаго 60 ведръ, вина двойнаго 16 ведръ, яицъ курачьихъ свежихъ 3000, да рыбы свежей живой 500 щукъ аршинныхъ и полуаршинныхъ, 1500 карасей и плотицъ и окуней мерныхъ; 1000 язей, лещей и головлей большихъ, соли 12 пудъ, вязиги белужей доброй 100 пучковъ, икры черной зернистой доброй пудъ, белуга матерая, щаныхъ тешакъ 250, осетровъ соленыхъ 10, стерлядей вяленыхъ котчатыхъ или изъ розсолу 350, меду белаго подседу 2 пуда, снетковъ псковскихъ добрыхъ куль, перцу 10 фунтовъ, новгородскаго уксусу 2 ведра, груздей моченыхъ ушать, рыжиковъ вологодскихъ два ведра, свечь сальныхъ двойныхъ и одинакихъ пудъ, да два человека работниковъ, 60 рублевъ денегъ. Да на всякой день ему Якову по три ествы рыбныхъ къ объду и къ ужени, а въ посные дни по три ествы посныхъ да по шти чарокъ водки доброй, медъ вареной и пиво доброе и квасъ отпущать ему на всякъ день, сколько ему надобно. А будетъ ему Якову те вышеписанные столовые припасы зачемъ не понраватся и ему брать изъ монастырскихъ доходовъ за те припасы по триста по патидесятъ рублевъ на годъ по смерть, а по немъ жене его по смерть или по замужество; да за неустойку написано десять тысящь рублевъ; а какъ онъ ту запись на насъ бралъ, говорил, съ клятвою многою и не хотелъ брать ничего и о прилучившихся всякихъ того села делъ всякое (с. 102)

вспомогательство чинить хотелъ и мы богомольцы ваши для того его намерение въ той зделке безсловны были, что хотелъ онъ Яковъ, въ записи писалъ на насъ, а ныне по той записи жена его спрашиваетъ на насъ за столовые доходы денегъ 350 рублевъ; а намъ богомольцемъ вашимъ съ того села и трехъ рублевъ взять не съ кого, крестьанца пашню пашутъ и всякое изделье прежъ сего у него Якова, а ныне у насъ работаютъ, а не оброчные; и буде погодно хлтебъ продавать, что крестьанца сработаютъ, и того хлъба въ продажъ будетъ рублевъ на 10 или и менши. А въ схимонашества онъ обещалъ по смерти своей дать въ домъ Пречистыа Богородицы и мне богомольцу вашему говорилъ при жене своей Ирине и при своячине своей Екатерине пать тысячъ рублевъ денегъ да пать тысячь золотыхъ червонныхъ. И виде человекоубийца врагъ рода христианскаго доброе намърение, вниде дьяволъ во умъ жены якоже и древле бысть совратилъ съ праваго пути, онъ братъ нашъ схимонахъ Иевъ отъ добраго того намврения уклонился убояся страха, идеже не бе страхъ, возлюби богатство паче благостыни, сказалъ при отцехъ своихъ духовныхъ при черномъ попе, Никите, обретающемся въ нашей обители, да при попе Науме, что служить въ церкви Чуд. Николая близь его двора: на достроение во сватей обители церкви и ограды обещалъ де дать пать тысячь рублевъ денегъ да пять тысячь золотыхъ червовныхъ и ныне де солгалъ Пресвятей Богородице, а приказалъ де дать тысячу рублевъ денегъ да тысячу золотыхъ червонныхъ, а восемь де тысячь велелъ раздать по богадельнямъ. И изъ того числа по смерти его только дано 300 золотыхъ да 300 рублевъ денегъ, а 700 зол. и 700 р. денегъ жена его не отдаетъ. А пожиткомъ его, где те его пожитки сохранены, его рукою написанная и сургучемъ залита роспись у отца его духовнаго у попа Наума. И ныне намъ богомольцамъ вашимъ вельми прискорбно, что онъ братъ нашъ схимонахъ Иевъ по зависти диаволи такъ учинилъ за живо, то намъ не выдалъ и нашей вотчинки не возвратилъ. (М.) (* (*) Сокрощение: милосердые государи цари и пр.) Пожалуйте насъ богомольцовъ своихъ велите государи ту запись намъ отдать и вотчинку нашу намъ возвратить, (с. 103)

чтобъ намъ не разориться, а душабъ его въ овоиъ венце въ въ свобождении была. (Черновой отпускъ, съ помарками, писанъ столбцемъ на двухъ листкахъ.) (с. 104)

***

VII. Вкладная запись, данная монастырскою братею И. С. Кириловой.

203 (1695) году декабря въ день. Милости ради Великаго Бога Пречнстыя Богородицы Донскаго монастыря архимандритъ Антонии со всею братею, дали мы cию вкладную думнаго дьяка Иакова Аверкиевича Кирилова жене ево вдове Ирине Симоновны за ее и всей обители ведомой вкладъ. Въ прошломъ въ 201 (1693) году договорилися было мы полюбовно съ вкладчикомъ дому Пречнстыя Богородицы Донскаго монастыря съ мужемъ ее съ думнымъ дьякомъ съ Яковомъ Аверкиевичемъ Кириловым будетъ судомъ Божимъ приидеть онъ во иноческое обещание и станетъ жить въ нашемъ монастыре или до иночества въ бельцахъ, сколько ему Богъ благоволить, и намъ, архимандриту съ братию и впредь по насъ будущимъ властямъ и братии, за его великой и всей обители ведомой вкладъ давать было ему Иакову Аверкиевичу по нашему съ нимъ полюбовному договору до смерти его и посмерти его жене его Ирине Симовне корму, денегъ и всякаго запасу и рыбы по цене на 300 на 50 рублевъ. А какъ его Иякова Аверкиевича въ животъ не станетъ и намъ архимандриту Антонию съ братьею и впредь по насъ будущимъ властямъ и братии тотъ вышеписанной запасъ или вместо запасу денегъ по 300 по 50 рублевъ давать было по вся годы безовсякаго замотчания жене ево Ирине Симоновне по смерть ее- или по замужство. Да въ прошломъ во 198 (1690) г. августа въ 1 день дали мы архимандритъ Антоний со всею братьею запись мужу ее д. д. Иякову Аверк. на монастырскую свою землю на 20 десятинъ и на лесъ, на которой земле построенъ дворъ его загородной; и тою землею и дворомъ владеть было ему Иакову Аверк. по смерть свою, также и жене его Ирине Сим. тою землею и дворомъ по смерть же свою или по замужство. Да въ прошломъ же 200 (1692) году дали мы архимандритъ Антонии съ братьею емужъ думному (с. 104)

дьяку Иякову Аверкиевичу пашенной земли 10 десятинъ къ прежней земле къ 20 десятинамъ; а тою землею владеть было ему И. А. по смерть свою, а по смерти его, также владеть жене его Ирине Сим. по смерть свою или по замужство. И въ прошломъ въ 201 (1693) году мужъ ее Ияковъ Аверк. у насъ въ Донскомъ монастыре постригся и посхимился, а въ схимонашестве имя ему Иевъ, а въ прошломъ же въ 202 (1693) году сентября въ 3 чнслъ умре и погребенъ въ нашемъ Донскомъ монастыре. И въ нынешнемъ въ 203 (1694) году декабря въ день она Ирина Сим. ту кормовую вышеписанную запись, по которой давать было намъ архимандриту ей Ирине Сим. корму и всякихъ запасовъ или по 300 рублевъ денегъ на годъ, поминании мужа своего д. д. Иякова Аверк., а въ схимонасъхъ Иова, не бравъ по той записи ничего, намъ архимандриту съ братьею въ монастырь выдала; да онажъ Ирина Сим., поминаючи мужа своего, поступилась намъ въ Донской монастырь тотъ вышеписанной построений дворъ..... со всякимъ строениемъ и съ заводомъ и съ землею.... и которыя записи дали мы архим. съ братьею мужу еъ.... и тъ записи она Ирина Симоновна намъ въ Д. М. для вечнаго поминовеша мужа своего, выдала. Да онажь Ирина Симоновна по приказу мужа своего дала намъ въ монастырь на строение церковное 1000 золотыхъ да 1000 рублевъ денегъ серебреныхъ по нынешнее число все сполна, а мы арх. Ант. съ братьею выдали ей Ирине Сим. записи, которыя далъ намъ въ Д. М. мужъ еъ.... о владъши того загороднаго двора и земли со всякою ссудою и хлеба землянаго и стоячего и молоченого не спрашивать; и мне арх. Ант. и всей братии и впредь по насъ будущимъ властемъ и брали за ее Ирининъ великой и ведомой вкладъ молить Бога о ее Ирининомъ здривии, пачеже о душевномъ спасении. А какъ Богъ по своему Божию изволению восприиметъ душу ея во вечныя своя небесныя селения и тело ея погрести въ дому Пречнстыя Богородицы въ пределе Преподобнаго Серия при гробу мужа ея, также о вечномъ упокоении души мужа ея и о ее но родителей поминовение творить вечно, дондеже святая обитель будетъ стояти, въ томъ мы арх. со всею братею сию вкладную за руками своими ей Ирине Сим. дали. А вкладную писалъ тогожъ монастыря казенной подьячей Те- (с. 105)

решка Воиновъ. У подлинной вкладной назади писано архимандрить Антоний руку приложилъ. Намесникъ иepомонахъ Арсений р. п.— Иеромонахъ Антоий казначей р. п. (c. 106)

***

Ирина Симоновна после смерти мужа жертвует на строительство ограды и башен Донского монастыря.

В документах московского старопигиального Донского монастыря сохранились следующие записи «Около 1697 г. при архимандрите Антонии ее (ограду) начали достроивать иждивениемъ Ирины Симоновны Кириловой. Къ осени 1698 г. ограда и съ башнями была построена только съ трехъ сторонъ; четвертая же сторона, западная, достроена уже въ 1711 году, также на иждивение Кириловой». (с. 61)

***

205 (1697) доня 1. При были въ Донскомъ монастыре архим. Антония да наместника иepомонaxa Арсения думнаго дьяка Иакова Аверкиевича Кирилова жена его вдова Ирина Симоновна, исполняя свое и мужа своего во обитель святую вкладное обещание, по своему благоразумному усмотрению, начала своею казною во обители Пресв. Богородицы Донския достроивать кругъ монастыря каменную ограду и башни по старому зачатому строению, что строено было въ прошломъ во 194 году государскою казною, а того старого той ограды строениа было построено вполы, ограда безъ перемычковъ и башни были ровны съ оградою безъ сводовъ, а построено было отъ земли въ вышину два сажени (с. 133)

***

207 (1698) октября 1. Во обители Пресв. Бцы въ Д. м. Думнаго дьяка Якова Аверкиевича Кирилова жена его вдова Ирина Симоновна по своему обещанному намерению каменную кругъ монастыря ограду, что начала строить въ прошломъ въ 205 году, по старому зачатому строению» ограду и башни съ трехъ сторонъ достроила совсемъ. А въ недостройке съ того вышеписаннаго числа осталось отъ Московскаго приезду ворота да отъ Западной стороны стена да четыре башни да ворота жъ.(с. 134)

1711 (??? скорее всего в 1700, поскольку в переписной книге запись сделана за 1701 год). Во обители Пресв. Богород въ Д. М. думнаго дьяка Якова Аверкиевича Кирилова жена вдова Ирина Симоновна по прежнему своему обещанному намерению монастырскую каменную ограду, что было не достроено прошлаго 207 году отъ западной страны стену да четыре башни, и въ нынешнемъ 1711г. достроила; а строено то оградное строенье июня съ 1 числа сентября по 1-е число; а осталось въ недостройке двои ворота. (с. 137)»

***

Въ переписной книге 1701 г. эта ограда описана след. образомъ:
«Въ Д. и. кругъ всего монастыря ограда каменная, двои вороты: съ приезду отъ Москвы св. ворота по мере 10 саж. безъ четверти, по той же стене отъ св. воротъ къ Шаболовской дороге до круглой наугольной башни 55 саж. безъ полуаршина. Наугольная круглая башня въ выпуске 12 саж. съ аршиномъ. Стена отъ Даннловскаго монастыря шаболовскою дорогою, по мере та стена отъ той круглой наугольной башни до наугольной же круглой башни 120 саж. безъ аршина, въ той же стене три башни выпускныхъ четвероугольныхъ, круглая башня въ выпуске 12 саж. съ аршиномъ. Стена отъ Конюшеннаго двора отъ наугольной круглой башни до наугольной же круглой башни 120 саж. безъ аршина. Круглая наугольная башня въ выпуске 12 саж. съ аршиномъ; въ той же стене две башни выпускныхъ четвероугольныхъ. Отъ калужской дороги отъ наугольной круглой башни къ заднимъ воротамъ 55 саж. Задние ворота по мере 11 саж. безъ аршина; по той же стене отъ техъ заднихъ воротъ на другую сторону до наугольной круглой башни 54 саж. съ аршиномъ; круглая наугольная башня въ выпуске 12 саж. съ аршиномъ; въ той же стене две башни выпускныхъ четвероугольныхъ; отъ наугольной круглой башни ко св. воротамъ 54 саж. 1 ½ аршина; а св. ворота и две круглыя наугольныя башни и две четвероугольныя башни и стена отъ заднихъ воротъ не въ отделке. Въ той же стене по обе стороны св. воротъ две башни выпускныхъ четвероугольныхъ. Городовой стене вышина полчетверты сажени, зубцамъ вышина сажень и три четверти, городу толщина 4 аршина; башнаиъ вышина 7 сажень съ полусаженью, ширина 4 сажени безъ четверти».(с. 135)

В ее честь иконостасе Донского монастыря был вложен «образъ Мч. Ирины — ангелъ усердной вкладчицы и строительницы монастыря Ирины Симоновны Кириловой».


  1. Родословные из Разрядного Архива Стр.234.
  2. Известие о Дворянах Российских. Об их древнем происхождении, о старинных чинах, сочиненное Коллежским Советником Ф. И. Миллером. 1790 год.
  3. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том 2. (1689 — 1699 гг.).— C.149.
  4. Здесь и далее цит. по: Историческое описание московского старопигиального Донского монастыря. Сост. И. Забелин., М., 1865 г.