На главную К меню раздела "История застройки"

Ремонт в здании Императорскаго Московскаго Археологическаго Общества

С 1868 году здание находилось в ведении Московского археологического общества (основано в 1864 г.).

В 1868 государем императором был пожалован Обществу курьерский дом на Берсеневке, с тем условием, чтобы оно на свои средства восстановило и содержало это здание, сохраняя характер и архитектуру этой древней постройки.

Необходимо отметить, что Московское археологическое общество до получения статуса «Императорского» (1881 г.) юридически было общественной организацией, содержавшееся на добровольные взносы своих членов. Денежные средства Общества, по уставу 1877, состоят из: 1) ежегодных и единовременных членских взносов, 2) пожертвований от любителей археологии, 3) денег, выручаемых от продажи изданий Общества, и 4) платы, получаемой за изготовление дипломов.

Правда, среди членов общества были и люди весьма состоятельные. Так, например, с 1871 года казначеем общества состоял известный предприниматель Алексей Иванович Хлудов, который сразу же начал жертвовать значительные суммы на реставрацию данного здания. Пожертвования эти постепенно возрастали вплоть до самой смерти жертвователя, последовавшей 22 марта 1882 года.

Ограниченные, по началу, финансовые возможности Общества привели к тому, что работы растянулись на много лет и осуществлялись поэтапно.

Не малым препятствием для реставрационных работ были и некоторые особенности практики эксплуатации здания. Надо отметить, что при передаче здания Обществу Государь Император прямо указал, чтобы здание было освобождено от жилых квартир, однако, новые пользователи ухитрились проигнорировать это требование, поскольку в этот период времени традиционно руководители подобного рода организаций имели квартиру в том же здании. (Например, директор народного училища мог иметь квартиру на последнем этаже здания училища.) Не являлась исключением и графиня П.С. Уварова. Так что реально для реставрационных работ было доступно немногое.

В интерьерах первые работы были произведены в так называемой Крестовой палате, занимающей Ю-В угол здания.

***

Работы в "Крестовой палате".
В 1872-1875гг. только были окончены работы по реконструкции т. н. «теремка» Синодальной типографии (архитектор Н.А. Артлебен), во время которых было построено новое крыльцо, а группа палехских живописцев «реконструировала» древнюю живопись. Сейчас такие работы были бы справедливо квалифицированы как варварские, а тогда Московское Археологическое общество признало этот пример достойным образцом для подражания (благо архитектор Н.А. Артлебен был членом Общества) и тотчас же решило завести у себя в палатах всё то же самое.
В Крестовой палате была выполнена орнаментальная живопись распалубок, а так же откосов окон и подоконных ниш. Вся остальная поверхность сводов была расписана звёздами. (Всего этого прежде никогда не было). Работы по «реставрации» Крестовой палаты носили комплексный характер и включали в себя даже заказ специальной мебели.
Интересно, что декларируемое Обществом стремление восстановить всё вплоть до мельчайших деталей обстановочного комплекса, вовсе не предполагало полного восстановления всех утраченных архитектурных деталей памятника, даже и тех, чьи формы хорошо просматривались и были известны по прототипам. Так, например, в той же Крестовой палате не были восстановлены формы всех растёсанных боковых оконных проёмов в тройке окон южной и восточной стены, а все заложенные центральные так и остались нераскрытыми.

Работы по реставрации Крестовой палаты были закончены в 1872 году, а к 1874 были закончены работы по восстановлению и других интерьеров.

Вероятно, желание подражать сказалось и на том, что реставрация фасадов началась с декора Красного крыльца как это видно на гравюре . Правда (в отличие от «теремка» Синодальной типографии) здесь объём крыльца физически существовал, но его декор сохранился плохо (был стёсан), арочные проёмы заложены и в этих закладках, по центру арок, были устроены окна «съевшие» прежде бывшие гирьки «висяги». Прежде существовавшие всходы были полностью уничтожены. Объём крыльца был надстроен, по крайней мере, дважды, а, скорее всего трижды, причём от этих надстроек не считали возможным отказаться. Налицо была сложная методологическая проблема. При этом проблема была сложна и чисто технически. Дело в том, что и закладка, и надстройка производились давно. Возможно даже, что закладка немного опережала надстройку. Во всяком случае, было заметно, что состояние кладки с тех пор стало значительно хуже. Следовательно, возникал вопрос, выдержат ли чинёные столбы крыльца и галереи, если закладки удалить. Кроме того, возникал вопрос о том, как чисто эстетически будет смотреться крыльцо с восстановленным первоначальным декором при сохранении всех надстроек.

***

Работы на фасадах

Работы по восстановлению фасадов и тех интерьеров, которые не носили парадного характера, развернулись несколько позже и велись в два этапа.

Как следует из заметки, опубликованной в журнале "Зодчий", № 2, 1881 г., к этому году Общество приступило к работам на фасадах палат. Приводим этот материал.

А Р X Е О Л О Г I Я.
II.

Принадлежащiй Московскому Археологическому обществу домъ на Берсеневке, близь Каменнаго моста, относится къ числу интереснейшихъ памятниковъ нашей древней столицы. Онъ состоить изъ несколькихъ частей, различающихся между собою временемъ ихъ построения; такъ, напр., въ немъ есть части XVIII века (лицевой фасадъ), части XVII в. и даже, по мнению некоторыхъ, принимающихъ его за домъ Малюты Скуратова, части XVI века.

Осенью прошлаго года секретарь Общества, В. Е. Румямцовъ, занимаясь изследованiемъ зданiя, во время производившихся тамъ ремонтныхъ исправленiй, заметилъ на левомъ, боковомъ и заднемъ фасадахъ дома признаки древнихъ украшенiй. Расчистивъ толстый слой клеевой окраски, покрывавшей стены, онъ нашелъ явные следы существовавшихъ некогда оконныхъ наличниковъ и сандриковъ, продставляющiе собою самыя полныя данныя для точной реставрацiи. Украшенiя эти были срублены, по всей вероятности, въ XVIII веке, когда домъ находился вь казенномъ ведомстве, какими нибудь блюстителями казарменнаго благообразия; стиль ихъ богатый, московскiй, XVII века.

25-го сентября собранiе московскихъ археологовъ и архитекторовъ составило на месте формальный актъ открытiя и затемъ, сверило и утвердило снимки и проекты реставрацiи, представленные председателемъ Московскаго архитектурнаго общества Н. В. Никитинымъ и архитекторомъ А. П. Поповымъ. Всеми учеными тогда-же была заявлена необходимость возстановить украшенiя въ ихъ прежнемъ виде, и вотъ теперь, въ годичномъ собранiи Московскаго Археологическаго Общества, состоявшемся 18-го февраля, было заявлено о пожертвованiи на этотъ предметъ казначеемъ Общества, А. И. Хлудовымъ, 3000 р. с.

Остается, следовательно, пожелать, чтобы эта реставрацiя осуществилась поскорее.

Ответственный редакторъ А. Шкларевичъ.

Зодчий 1881 №02, стр. 16.

Работы производились на высоком для своего времени уровне, кое в чём недоступном нам даже и сейчас. Например, для них был заказан кирпич клеймёный специальным клеймом. Не клеймо, а целая программа научно-реставрационных работ, текст его гласил: «ВОЗОБНОВЛЕНО ПО ДРЕВНИМ / ОБРАЗЦАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ / ОБЩ. 1881 г.». В этом коротком тексте сами авторы этих работ указали на их главнейшую особенность. В то время, не только в России, но и за рубежом, считалось совершенно необходимым при «восстановлении» изначальных форм здания наличие т.н. «древних образцов» (или аналогов, по нашей терминологии). Часть таких образцов сохранилась в здании в виде половины наличника, обрамляющего выход на винтовую лестницу, в котором сохранился подлинный фигурный кирпич.

По визуальному осмотру можно сделать вывод, что во время работ 1880-х годов была выполнена облицовка двух частей стен в подвальном помещении около утраченного крыльца XVII-XVIII века (с южной стороны) и разобранных примыкающих к нему ретирад. Также были поправлены оконные проемы в «крестовой полате», но только сверху (нижние части были восстановлены у двух окон, выходящих на церковь, в реставрацию 1956-1963 гг., а последние два только в 2012 году), и восстановлены наличники и поребрики. Можно предположить, что оконные проемы в «крестовой полате» не были восстановлены снизу поскольку их восстановление повлекло бы за собой значительные работы в интерьере (где уже были сделаны росписи). Последнее либо было оставлено наболее паохднее время, либо было отклонено ввиду излишних трат

Реставрационные работы на фасадах были начаты с двух нижних ярусов Красного крыльца.

На втором этапе произведены работы между Красным крыльцом и центральным ризалитом северного фасада, между центральным и западным ризалитами, а так же по декору второго этажа на восточном крыле здания.

В 1907 году была проведена частичная перепланировка второго этажа палат.

***

О проведении работ сохранились следующие записи в протоколах заседания ИМАО.

Протокол № 75 от 1872 года 12 июня, с. 8

«Г. Председатель обратил внимание гг. членов на оконченное уже реставрирование залы заседаний Общества, объяснив что при расписании ея стен и потолка, кроме письменных источников, служила руководством стенопись XVII века, уцелевшая в древних зданиях Московского Печатного двора. При этом г. Председатель заявил, что издержки по возобновлению залы приняты действительным членом А. И. Хлудовым на собственный счет. Определили объявить действительному члену А. И. Хлудову благодарность Общества».

Протокол № 96, 1874, октября 18. С. 13

«Затем г. Председатель объявил обществу, что действительный член А. И. Хлудов окончил на свой счет росписку всех остальных комнат занимаемых Обществом, при чем в каждой комнате, при росписке узоров служили образцы рукописи того века, в котором была выстроена самая комната».
Источник: Протоколы и отчеты 1865 – 1880, Т.- I, М., без года.

Отчет от 18 февраля 1881 года – 12 апреля 1882 года. С. 2

«Сверх того понесло прискорбные утраты с кончиною своих действительных членов: А. А. Котляровского, Н. А. Артлебена. А. И. Хлудова и А. Н.Попова … А. И. Хлудов, ревностный собиратель и издатель памятников русской письменности и иконописи, с 1871 года состоял Казначеем Общества, которое благодаря его пожертвованиям успело не только украсить внутреннею стенописью свой древний дом, но и восстановить, по уцелевшим остаткам, первоначальную архитектуру этого здания».
Источник: Древности, Т. 9, вып. 2-3, М., 1883

Протокол комиссии по сохранению древних памятников от 20 июля 1907 года:

«...11. З.И.Иванов доложил предположения по поводу ремонта и переделок в квартире второго этажа дома Общества на Берсеневке.

Постановлено: Разрешить открыть два заложенных окна по имеющимся следам, разобрать русскую печь позднейшей работы в кухне, поставить переносную плиту, переставить деревянную перегородку в передней, пробить во внутренней стене дверной пролет и там же из ниши сделать дверь, если окажется след дверного пролета, один дверной пролет заделать. Карниз в большом и угловом зале может быть снят, если окажется, что тяги эти штукатурныя».
Источник: Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т.2. 1908/Под ред. И.П. Машкова. Протоколы заседаний комиссии 1906 - 1907 гг с приложениями. - Отчет комиссии 1906 - 1907 гг. - Из архива комиссии.

***

В 1908 году здание пострадало от наводнения.

Как это часто бывает после очередной катастрофы, сразу после неё владельцы демонстрируют невероятную активность и предлагают всякие грандиозные меры для предотвращения подобных несчастий в будущем, а затем всё постепенно затихает и ни на что не находится денег. Так именно и случилось в данном случае. Но одна проблема не давала о себе забыть. Это проблема просушки стен здания. О её дальнейшем бытии можно прочесть в протоколах вышеупомянутой комиссии от 27 мая и 3 июня 1909года:

«1. Э.В. Готье доложил, что при очистке подвала в доме Общества оказалось, что на небольшой глубине от уровня пола заметно присутствие большого количества воды и при ударе лом легко идёт в глубь грунта, и просил комиссию дать указание о том, что следует предпринять для удаления этой воды и осушки стен дома.

Постановлено: Признать необходимым, предварительно вырыть пробные ямы: одну - в подвале, другую - вне здания в целях определения уровня грунтовых вод».

«1. Обсуждался вопрос о просушке стен подвала дома Общества.

Постановлено: Углубить вырытую пробную яму в подвале, откачать из неё воду, просушивать стены и своду с помощью временных железных печей и просить И.П. Машкова собрать сведения об устройстве артезианского спуска грунтовых вод».

Видимо дальше сбора сведений дело не пошло, поскольку подвал периодически заливало до 1998 г., когда была выполнена дренажная система подвального помещения.

Источник:Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. 1909. Посвящается памяти основателя ИМАО и пожизненного его председателя гр. А.С. Уварова/Под ред. И.П. Машкова.

***

Справка

Алексе́й Ива́нович Хлу́дов (1818— (3 апреля) 1882) — московский предприниматель из старообрядческой купеческой семьи Хлудовых, потомственный почётный гражданин, библиофил и собиратель рукописей (среди которых знаменитая Хлудовская псалтырь), глава одного из крупнейших российских купеческих домов.

Эмилий Владимирович Готье-Дюфайе (31 марта 1863, Москва — после 1922) — московский общественный деятель и благотворитель, член Императорского Московского Археологического Общества.

Никола́й Васи́льевич Ники́тин (21 сентября 1828, Москва — 25 января 1913, там же) — русский архитектор, реставратор и археолог, один из основателей Московского архитектурного общества и его Председатель в 1879—1894 годах.

Московское архитектурное общество (1867-1932)

В первых двух пунктах Устава Московского Архитектурного общества была сформулирована цель и названы основные направления деятельности Московского Архитектурного общества:
«§ 1. МАО имеет целью содействовать разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры.
§ 2. В круг занятий общества входят: а) чтения и совещания, б) издание по части архитектуры оригинальных и переводных сочинений, сборников и т.п., в) учреждение библиотеки и кабинета моделей и строительных материалов, г) назначение конкурсов и премий за лучшие проекты и сочинения по архитектуре, д) исследование строительных материалов и разных способов построек, е) устройство публичных выставок и чтений, ж) преподавание рабочим, знающим грамоту (с целью образования десятников для надзора над рабочими при постройках), арифметики, черчения и рисования, в приложении к строительному делу» (Устав Московского архитектурного общества Высочайше утвержденный 27 октября 1867 г. М., 1868)

«Зодчий» — ежемесячный (с 1902 г. — еженедельный) архитектурный и художественно-технический журнал, издавался в Санкт-Петербурге с 1872 до 1924 гг. органом Императорского Санкт-Петербургского Общества Архитекторов ежемесячно (с 1902 г. — еженедельно).