ЗАСТОЙНЫЕ ГОДЫ: ОТ КРАЕВЕДЕНИЯ И МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ К КУЛЬТУРЕ В ЦЕЛОМ

В 60-е годы в соответствии с духом времени ведомственную науку все более ориентировали в сторону решения прикладных задач. Исследовательская работа нередко воспринималась как основа (или предлог) для управленческих решений. Структура научных институтов все более приближалась к структуре курирующих их министерств. Институт культур также приспосабливался к решению практических задач республиканского министерства. В институте получили развитие экономические, а затем и социологические исследования культуры. Институт приобретает известность как центр распространения деловых игр и организационно-деятельностного подхода к общественной практике.

После выхода в свет постановления Совета Министров РСФСР “О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории и культуры” (1966 г.) институт, несколько расширив профиль своей деятельности, получил новое наименование: НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. Наметившаяся тенденция к расширению тематики исследований привела в 1968 г. к существенной реорганизации института. Наряду с деятельностью музеев и органов охраны памятников, подготовкой “Свода памятников истории и культуры”, коллектив института включил в свои исследования практически всю сферу культурно-просветительной работы. Фактически, на его базе было создано новое научное учреждение — Научно-исследовательский институт культуры Министерства культуры РСФСР.

При этом, что особенно важно подчеркнуть, не иссякала и гуманитарная составляющая тогда еще не названной науки культурологии, к которой, в первую очередь, относится философия культуры. Удаленность от союзных органов власти позволила институту сохранить фундаментальные исследования даже в период господства технократических подходов к решению социальных и научных проблем. В 70-е годы укрепились связи института с Академией наук, а особенно - с отделениями литературы и языка и истории.

РИК НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА: ОТ КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРОЛОГИИ