ВЗГЛЯД С ДРУГОГО БЕРЕГА

Один из наиболее удачных видов на здание института - палаты Аверкияя Кириллова, открывается с находящейся напротив него Пречистенской набережной. Глядя с нее на здание, остается пожалеть о существовании набержного корпуса, закрывающего соседнюю с интитутом церковь Николы на Берсеневке: корпус ее уродует и мешает. С другого берега Москва-реки институт замечали многие известные люди и даже... литературные герои. Пожалуй, наиболее известный из них - поэт Иван Бездомный из булгаковского романа "Мастер и Маргарита".

Помните: в погоне за Воландом, поэт забежал в квартиру в Савельевском переулке (это, кстати, была квартира друзей Булгакова Ляминых :), а затем, схватив на кухне бумажную иконку и венчальную свечу, Бездомный выбежал через черный ход во двор. Оттуда поэта понесло "в пустынный безотрадный переулок", ведущий к Москве-реке, и "через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях". Какая неприятная история случилась с этим героям дальше, мы знаем: у Ивана украли одежду, оставив взамен рваную толстовку и полосатые кальсоны. Где же произошло это неприятное событие?

Спустимся и мы к Москве-реке: вниз по крутому Савельевскому переулку, минуя Курсовой переулок, выйдем между домами 15 и 17 этого переулка к асфальтовой ленте и гранитному парапету Пречистенской набережной (между домами 19 и 21). И что же? Никакого спуска, тем более в виде "гранитного амфитеатра с береговыми фонарями", мы не увидим. Такой амфитеатр есть на другом берегу реки - на стрелке основного русла Москвы-реки и Водоотводного канала.

Добрался туда булгаковский герой, конечно, не по воздуху - хотя в погоне за Воландом все возможно, а по гребню уже не существующей Бабьегородской плотины. Она была разрушена во второй половине 30-х годов со строительством канала имени Москвы, Карамышеской и Перервинской внутригородских плотин, а во времена написания этих глав романа исправно служила пешеходным мостом в Замоскворечье. Описанный Булгаковым гранитный амфитеатр сформировался между Берсеневской и Болотной набережными и был окончательно отделан в начале 1930-х годов, когда все берега Москвы-реки в центре города одевались в гранит при строительстве волжского канала.

Впрочем, заслуживает внимания еще одна гипотеза происхождения этого "гранитного амфитеатра с береговыми фонарями". В районе Пречистенской набережной такой спуск к реке был перед храмом Христа Спастителя. Здание с прилегающими подходами было разрушено в начале 1930-х годов, но в ранних редакциях своего романа автор "купал" своего героя именно перед Храмом, видимо, имея ввиду своего рода новое крещение и очищение от дьявола. В последующих редакциях место купания было перенесено ближе к Савельевскому переулку вместе с "гранитным амфитеатром и береговыми фонарями".

Но вернемся к Ивану Бездомному. Он, разгоряченный погоней, мог купаться и у Кропоткинской набережной, не переходя на тот берег. Спуск к воде, двойная лестница и небольшой причал-купальня существовал во времена Бабьегородской плотины как раз напротив прохода к набережной из Савельевского переулка. В хорошую погоду и теперь можно увидеть просвечивающие сквозь воду остатки старых свай и насыпь, а в фототеке Музея истории города Москвы сохранилась фотография этого спуска. Старожилы остоженских переулков прекрасно помнят это сооружение, и знакомая Булгакова Н.А.Лямина-Ушакова рассказывала, как Михаил Афанасьевич иногда купался в жаркие дни в этом месте, "плавая в пахнувшей нефтью черной воде", и отмывался потом "в облупленной ляминской ванне".

Итак, амфитеатр, с которого булгаковский поэт нырял в Москва-реку, находился аккурат напротив палат Аверкия Кириллова, которые имели счастье лицезреть и Булгаков, и его герой Иван Бездомный. Однако их бессознательное стремление к этому зданию не оканчилось ничем хорошим. Булгаков после этих купаний был вынужден смывать с себя нефть в той самой ванной, в которой - согласно "Мастеру и Маргарите", купалась близорукая голая гражданка. А Бездомный из-за этого купания лишился костюма. Таким образом, путь литераторов и их героев к будущему Российскому Институту Культурологии через Москва-реку тернист и опасен :).

После таких вояжей необходимо встряхнуться. И если Булгаков после лицезрения здания РИКа отправлялся к своим друзьям отмываться, а путь Ивана Бездомного пролег в более злачное место - к литераторскому ресторану "Грибоедов". Мы же, согласно исторической последовательности, возвращаемся в 1923 год :).

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РИК ОТ ОСНОВАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

РЕСТАВРАТОРЫ И МУЗЕЙЩИКИ В ОСОБНЯКЕ АВЕРКИЯ КИРИЛЛОВА