ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА

Новому научному учреждению далеко не сразу удалось приступить к разработке “методологии музееведения”, поскольку начало его деятельности пришлось едва ли не на самый мрачный период истории советского общества. Однако даже и в те годы его сотрудникам института удалось сделать немало полезного. На первых порах, когда в исследованиях преобладала краеведческая тематика, делались попытки поддержать историческое краеведение, все более оттеснявшееся на задний план так называемым “производственным краеведением”. Особенно велика в этом заслуга сотрудничавших в институте археологов. Специалисты института неоднократно подчеркивали благотворную связь музеев и краеведческого движения, понимали значимость музеев как своеобразных региональных научных центров, стремились помочь в постановке научно-исследовательской работы.

Уже в конце 1930-х гг. в институте предпринимались попытки постановки общетеоретических проблем музееведения, углубленного изучения опыта музейного строительства в СССР и за рубежом. Сотрудники института занимались изучением и обобщением работы музеев и краеведческих обществ, пропагандой методов их деятельности, разработкой новых форм работы музеев и краеведческих организаций, оказывали консультационно-методическую помощь музеям в постановке научно-исследовательской работы, обработке музейных коллекций, участвовали в переподготовке музейно-краеведческих кадров. В институте действовали четыре сектора: естественно-исторический, исторический, экономический, культуры и быта. Специальное структурное подразделение составлял Методический кабинет, куда входили краеведческая, музееведческая и школьная секции.

В первые годы своего существования институт вел работу по двум главным направлениям. Первое было связано с методической помощью краеведческим организациям, второе—с методическими разработками в области музейного дела. Этим направлениям соответствовала и развернувшаяся в те годы издательская деятельность института.

Значительное внимание отводилось разработке типовых тематических планов экспозиции. Примером может служить “единый тематико-экспозиционный план” отдела социалистического строительства, рекомендованный для всей сети краеведческих музеев. Совершенно очевидно, что такая жесткая схема работы всякий раз входила в противоречие с имевшимися коллекциями, игнорировала любые местные особенности и способствовала насаждению стереотипов в музейных экспозициях

В 1939 г. в структуре института была создана секция техники музейного дела, которая объединила свыше сорока московских специалистов-музееведов. В ее задачи входило:

“обобщение опыта отдельных исследователей и музеев и содействие внедрению имеющихся достижений в практику музеев и выставок посредством специальных докладов и выступлений в печати”,
“учет и фиксация опыта работы”,

“содействие научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы в собирании для него материалов по вопросам музееведения (литература, рукописи, фотографии, иллюстрации и проч.)”,

“содействие всем членам секции в вопросах повышения музееведческой квалификации”.

С началом Великой Отечественной войны работа секции техники музейного дела была свернута и более не возобновлялась.

ИНСТИТУТ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ