НАСЛЕДНИКИ АВЕРКИЯ КИРИЛЛОВА

После гибели владельца палат они ненадолго перешли к его вдове Евфимии Евлампиевне Кирилловой (1622-1682), скончавшейся в октябре того же 1682 года. Усадьбу унаследовал сын Кирилловых—думный дьяк Яков Аверкиевич (ум. 1694). После смерти Я.А.Кириллова до начала 1700-х гг. палатами владела его вдова Ирина Симоновна (по второму мужу—Курбатова). Она затратила значительные средства на сооружение в середине 1690-х гг. колокольни церкви Николы на Берсеневке, к которой примыкали двухэтажные корпуса, вытянутые вдоль набережной. 1 сентября 1695 И.С.Кириллова пожертовала большой двухсотпудовый колокол, вылитый мастером Иваном Люторой “…в вечное поминовение по мужу своем Иакове Аверкиевиче, а в схимонасех Иове, и по родителех ево Аверкии убиенном и Евфимии и их сродниках при сей церкви лежащих”.

Благодаря удачному расположению церкви около палат и статусу самой богатой жертвовательницы, И.С.Кириллова получила право построить для себя отдельный вход в церковь. Он был выполнен в виде перехода, соединившего церковь и палаты.

С 1703 г. палатами владел А.Ф.Курбатов, служивший смотрителем за строительством в Кремле. При нем в 1705-1709 гг. была проведена кардинальная реконструкция здания, в ходе которой палатам был придан вид, близкий к современному. Тогда был полностью переделан парадный фасад. В его оформлении “ведущая роль отведена изобретательно задуманному и мастерски воплощенному в материале аттику, украшенному волютами и пышными гирляндами из цветов и фруктов. Вход в здание со стороны набережной получил арку, поддерживаемую великолепными резными кронштейнами”. На тумбы-постаменты, оформлявшие новое парадное крыльцо, были поставлены статуи, которые не сохранились. А для придания палатам входившей в моду симметрии справа по фасаду был достроен узкий выступ—ризалит.

Возможно, образцом для палат стал расположенный по соседству корпус Суконного двора (суконной фабрики). По-видимому, оба здания, обращенные на Кремль своими главными фасадами и фланкировавшие не сохранившийся Каменный мост, волей архитектора составляли единый градостроительный ансамбль. Имя архитектора до сих пор не установлено, хотя существует ряд гипотез. А.Ф.Курбатов вполне мог привлечь к реконструкции своего дома работавшего с ним архитектора М.Чоглокова. Стилистические особенности позволяют предположить, что эти работы могли проводиться и под руководством И.А.Зарудного - автора “Меньшиковой башни”. Любопытно, что обновленный фасад палат имеет немало общего с обликом церкви Сант-Михилскерк в бельгийском городе Лувене, возведенный почти в те же годы (1650—1666) по проекту архитектора В.Хесиуса.

В 1712—1739 гг. палатами владел “иностранной коллегии асессор Петр Васильевич Курбатов”, не оставивший прямых наследников. Поэтому после его смерти палаты перешли в казну.

ГОСУДАРСТВО КАК СОБСТВЕННИК ПАЛАТ