АВЕРКИЙ КИРИЛЛОВ И ЕГО ВРЕМЯ

Аверкий Стефанович (Степанович) Кириллов, с именем которого чаще всего связывается усадебный комплекс на Берсеневской набережной, стал его владельцем, по-видимому, в пятидесятые годы XVII века. В отличие от своих предков, он известен не только и не столько как садовник, сколько как крупный купец-предприниматель — “московский гость”, а позже как государственный деятель. Он был владельцем многочисленных лавок в Москве и других русских городах, имел соляные варницы в Соли Камской, ему принадлежало немало земель и деревень. Впоследствии царь Алексей Михайлович пожаловал А.С.Кириллову чин думного дьяка. Кириллов возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, управлял Казенным приказом и приказом Большого дворца. В его руках находились управление финансами, торговлей и промышленности страны.

В 1657 г. Аверкий Кириллов произвел очередную перестройку принадлежавших ему палат. Причем в свод одного из залов первого этажа тогда же была вмонтирована плита с надписью: “Написан сей святой и животворящий крест в лето 1657 года. Того же лета и палата посправлена”. Подобная “памятная надпись” — исключительный случаи во всей истории русской архитектуры. Работы по сооружению этого помещения нашли отражение и в “Строельной книге церковных земель” за 1657 г., где об усадьбе, в частности, сказано: “А на том ево огороде, подле ево Аверкиева двора, построена ево Аверкиева палата вновь, и от церковной земли до той ево палаты пять сажен”.

Одновременно с сооружением северо-восточного помещения первого этажа в 1657 г. были построены “покои” и на втором этаже, где до этого времени была только “светлица”. Восточный фасад здания украсился нарядным красным крыльцом с двойными арками на кувшинообразных столбах. В отделке этой обращенной к близстоящему храму части палат едва ли не впервые во всем московском зодчестве были применены нарядные изразцы в синих тонах по белому фону.

Параллельно проводились работы по возведению на соседнем участке каменной церкви Николы на Берсеневке (Троицы в Садовниках), заменившей прежнюю деревянную. Она имеет отчетливо выраженное стилистическое единство с палатами. Известно, что строительство велось “по обещанию приходских и разных посторонних чинов людей”, а крупнейший вклад был внесен А.С.Кирилловым.

По своему типу это бесстолпный трехапсидный пятикупольный храм, завершенный двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. С северной стороны к основному объему примыкает трапезная с крыльцом на столбах-кубышках, поддерживающих двойные арки с гирькой. Бочкообразная кровля этого крыльца не имеет аналогии в каменном зодчестве Москвы и поэтому может считаться уникальной. Первоначально существовало и второе, ныне заложенное крыльцо с восточной стороны, откуда шел спуск в подклет-усыпальницу, где были похоронены родители А.С.Кириллова. На их поминовение он пожертвовал в церковь золотой напрестольный крест, украшенный рубинами и изумрудами.

Одновременно с перестройкой палат и сооружением церкви в 1657 г. шли еще одни строительные работы. Рядом с палатами по указу царя Алексея Михайловича была предпринята попытка сооружения подземного хода под Москвою рекою. Она окончилась неудачей: вода залила начавшееся строительство и сделала невозможным его завершение. Однако этот эпизод впоследствии породил много легенд.

А. С. Кириллов погиб во время Московского восстания 1682 г. как сторонник Нарышкиных. Мятежные стрельцы сбросили его с Красного крыльца Теремного дворца, зарубили бердышами и под звон Кремлевского набата и бой барабанов потащили изуродованный труп на Красную площадь с душераздирающими криками: “расступитесь, думный дьяк идет”. На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие к столь драматической развязке: “Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил”.

НАСЛЕДНИКИ АВЕРКИЯ КИРИЛЛОВА